Конспект урока «Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» по биологии

Содержание

Конспект урока «Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека» по биологии

Задача урока : дать конкретное представление учащимся о строении сердца, о связи формы его и функции.
Оборудование . Демонстрационный материал: таблицы: «Сердце человека», «Кровеносная система», «Схема кровообращения и движения лимфы», «Фазы работы сердца»; модель сердца; торс человека; цветные мелки.
Раздаточный материал: натуральное сердце животного или модели сердца.

Многие насекомые являются опасными вредителями сельскохозяйственных культур, портят продукты, переносят болезнетворные микроорганизмы. заражая человека и домашних животных

Прямокрылые. Из представителей этой группы большую опасность для сельского хозяйства B странах с жарким климатом до сих пор представляет азиатская перелетная саранча (рис. 108, 1). Численность саранчи периодически (раз в несколько лет) резко увеличивается. Она объединяется в стаи и перелетает на огромные расстояния. Там, где стая саранчи опускается, она полностью выедает все части зеленых растений. Уничтожение урожая саранчой на больших территориях приводит к голоду людей. Тли. Эти насекомые высасывают сок растений и таким образом угнетают их развитие. Тли (рис. 108, 2) могут переносить вирусы, вызывающие болезни растений. Клопы. Клоп вредная черепашка повреждает хлебные злаки. Это насекомое прокалывает хоботком еще не созревшие зерна и высасывает содержимое, резко снижая урожай.

Большое беспокойство человеку приносит постельный клоп. Жуки. Урон сельскохозяйственным культурам наносит свекловичный долгоносик: его личинки питаются корнями свеклы. Завязями яблонь питаются личинки яблоневого цветоеда. Личинки и взрослые особи колорадского жука уничтожают листья картофеля. У завезенного из Америки колорадского жука в Европе нет естественных врагов. Он быстро размножается и, достигая большой численности, резко снижает урожаи картофеля. К вредителям леса относятся майский жук, личинки которого подьедают корни молодых сосен. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей, питаясь корой и древесиной, прогрызают длинные ходы в стволах, ослабляя деревья.

Читать статью  Паутинный клещ: как бороться, средства и препараты

Насекомые, вредящие человеку

Насекомые, вредящие человеку (пояснения в тексте)

Бабочки. Вред капусте наносят гусеницы капустной белянки, которые питаются листьями капусты. Гусеницы яблонной плодожорки развиваются в яблоках, чем портят плоды. Гусеницы непарного шелкопряда, поедающие листья многих растений, могут наносить существенный вред не только садовым деревьям и кустарникам, но и растениям леса. Большой вред сосне приносят гусеницы соснового шелкопряда. В некоторых местах после нападения массы гусениц шелкопряда на сосны эти деревья полностью лишаются хвои и погибают. Гусеницы бабочек огневок живут в муке и питаются ею, загрязняют ее выделениями, чем и портят ее. Гусеницы платяной моли в домах портят изделия из шерсти.

Перепончатокрылые. Личинки некоторых пилильщиков являются вредителями деревьев и кустарников. Так, личинки хвойных пилильщиков нередко полностью объедают хвою деревьев. Личинки рогохвостов питаются древесиной, повреждая деревья. Двукрылые. Сельскохозяйственным животным вредят слепни и оводы / Питающиеся кровью слепни мучают домашний скот своими укусами и вызывают потерю в массе, снижают удои молока. Личинки оводов, которые развиваются под кожей млекопитающих, вызывают воспаление.

Комары способны передавать такие опасные заболевания, как малярия, комариные энцефалиты. Комнатные мухи переносят яйца аскарид, различных микробов, в том числе возбудителей таких опасных болезней, как дизентерия и брюшной тиф. Муха осенняя жигалка может переносить возбудителей такого опасного заболевания, как сибирская язва. А африканская муха цеце переносит трипаносому — возбудителя смертельно опасной для человека сонной болезни.

Тараканы. Черные тараканы и прусаки загрязняют и портят своими экскрементами продукты питания. Тараканы могут переносить различные болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Выделения тараканов часто вызывают аллергию у людей.

Вши. К вредным для человека насекомым относятся представители вшей. Вши — мелкие бескрылые насекомые с уплощенным телом, небольшой головой, короткими усиками Ноги у вшей вооружены особыми коготками, при помощи которых насекомые прикрепляются к волосам человека, к шерсти млекопитающих, перьям птиц. Яйца (гниды) тоже прикрепляются к волосам. Питаются вши кровью человека, перенося возбудителей сыпного и возвратного тифа.

Блохи — бескрылые насекомые длиной до 5 мм. Их гладкое тело сплющено с бокои Такая форма тела приспособлена к обитанию в шерсти зверей и и перьях птиц. Голова и грудь у блох маленькие, а брюшко крупное. Задние ноги прыгательные. Ротовой аппарат колюще-сосущий. Питаются блохи кровью. Они могут передавать человеку таких возбудителей болезней, как чума, туляремия, сыпной тиф. Блохи развиваются с полным превращением. При этом их червеобразные личинки живут в норах грызунов, во влажной пыли и мусоре человеческого жилья.

Читать статью  Фикус: борьба с болезнями и атаками насекомых

Методы борьбы человека с наносящими ему вред насекомыми могут быть самыми разнообразными. К физическим методам относятся сбор (и последующее уничтожение) гусениц или яиц насекомых и ловля наземных насекомых (например, свекловичного долгоносика или пешей саранчи) с помощью вырытых в грунте ловчих канавок, специальными ловушками с пахучими веществами. Личинок малярийных комаров уничтожают, разливая па поверхности водоема керосин, который закупоривает дыхательные трубочки личинок, и они погибают.

С вредными насекомыми иногда борются и химическими способами. Так, для уничтожения вредителей растений их обрабатывают ядохимикатами. Выгребные ямы и другие места размножения личинок комнатных мух обрабатывают хлорной известью. Тараканов уничтожают различными ядами. Однако у насекомых-вредителей довольно быстро появляются особи, приобретшие нечувствительность к ядовитому веществу. Кроме того, из-за применения ядохимикатов гибнут многие полезные насекомые, а также птицы, съевшие отравленных насекомых.

Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями используют агротехнические методы. Например, посев и посадку растений проводят с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть ко времени появления вредителей. Поля тщательно убирают, чтобы лишить пищи личинок вредных насекомых. Уничтожают сорные растения, на которых насекомые размножаются, а потом нападают на полевые и огородные культуры.

Наиболее безопасный и эффективный способ борьбы с вредными насекомыми — биологический. Он заключается в использовании естественных врагов насекомых — паразитов (например, наездников) и хищников (например, божьих коровок).

В лесу люди охраняют и расселяют муравейники рыжих лесных муравьев; в садах развешивают искусственные гнездовья для мелких насекомоядных птиц; в лабораториях специально разводят наездников, паразитирующих на сельскохозяйственных вредителях. Так, с капустной белянкой борются. выпуская крохотного наездника трихограмму, самка которого откладывает яйца в яйца капустной белянки. В биологической борьбе используют также бактерии, которые вызывают болезни насекомых-вредителей, и грибы, паразитирующие на них. Споры этих грибов специалисты рассеивают над зараженными полями или садами.

Среди насекомых есть серьезные вредители культурных растений и пищевых запасов. Насекомые-вредители: тараканы, платяная моль, вши, тли, капустная муха, слепни, оводы. Среди насекомых много переносчиков опасных заболеваний человека и домашних животных. Комары, мухи, слепни переносят возбудителей энцефалита, дизентерии, брюшного тифа, малярии, сибирской язвы. Переносчики болезнетворных микробов: осенняя жигалка, блохи, клопы. Вредители полей и садов: колорадский жук, капустная белянка, яблонная плодожорка, непарный шелкопряд

. Закрепление

1.Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

Назовите наиболее распространенных насекомых — переносчиков возбудителей заболеваний человека. Каковы способы предупреждения заболеваний, переносимых насекомыми?

Перечислите меры, снижающие численность вредных насекомых.

2. Выполнение лабораторной работы.

Домашнее задание:пар.45 стр.104-105

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Биология Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые, Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

Читать статью  Болезни декоративных растений и способы борьбы с ними

Список похожих конспектов

Насекомые вредители на Станции Юных Натуралистов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. « средняя общеобразовательная школа №85» им. Н.Д. Пахотищева. города Тайшета Иркутской области. .

Центры происхождения культурных растений

Тема урока: «Центры происхождения культурных растений». . . Дисциплина: Биология. Класс:10 «А». Преподаватель: Бондарева Г.Ф. Дидактическая .

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности 6 класс

Урок биологии с краеведением в 6 классе. Тема: «Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности». Цели:. . Обобщить .

Многообразие растений семейства Розоцветные, их значение в природе и жизни человека

Урок Краеведения в 6а классе. . в рамках методического дня «Открытая книга». Тема урока:. «Многообразие растений семейства Розоцветные, их значение .

Многообразие и происхождение культурных растений

Интегрированный урок» биология + география» по теме. . «Многообразие и происхождение культурных растений» 6-й класс. Разделы:. Преподаватель биологии, .

Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5». Конспект урока. по .

Центры происхождения культурных растений

Урок биологии в 9 классе в рамках Дня открытых дверей. . . Тема: » Центры происхождения культурных растений». Учитель биологии – Лаптева Наталья .

Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова

Чобанова Екатерина Олеговна,. . учитель биологии МБОУ СОШ №28 п.Мостовской Краснодарского края. Урок по теме «Центры происхождения культурных .

Цветок — орган семенного размножения растений

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветок — орган семенного размножения растений». Цель: формирование знаний о цветке как генеративном .

Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений

Сценарий анимации О 11 4 – Л- 3. «Ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листьев растений». Экран 1. . . Лабораторная работа: .

Строение семян двудольных и однодольных растений

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение. СОШ №7 села Величаевского. Левокумского района Ставропольского края. Конспект урока .

Скелет человека, его строение и значение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7». конспект урока. . Скелет человека, его значение, .

Разрушение алкоголем организма человека

Урок по биологии «Разрушение алкоголем организма человека». Цель:. Научить делать осознанный выбор относительно приема алкоголя. . . Формирование .

Процесс для жизнедеятельности животных и человека

Гидролиз – важнейший процесс для жизнедеятельности. . животных и человека. Открытый урок:. . учителя. . биологии, химии. Кунцевич А.Н. . .

Положение человека в системе животного мира

11 класс УМК Сонин, концентрический курс по ФГОС. Урок № 18. «Положение человека в системе животного мира». Целевые ориентации урока. Личностные:. .

Основные и образовательные ткани растений

Тема: Основные и образовательные ткани растений. Цель:. сформировать первоначальные знания об основных и образовательных тканях растений. Задачи:. .

Воздействие человека на природу

Воздействие человека на природу. (Перед началом урока запускаем необходимые приложения, после чего сворачиваем для оперативного использования). .

Влияние цвета одежды на здоровье человека

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Влияние цвета одежды на здоровье человека. Руководитель Давлетшина Вероника Васильевна,. . учитель .

Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФИЗИКЕ И БИОЛОГИИ. Тема урока:. Влияние хозяйственной деятельности человека на природные ресурсы и организм человека. Цель:. .

Влияние осени на жизнь растений

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII. вида». Урок биологии по теме:. .

https://prezentacii.org/konspekty/konspekty-po-biologii/25113-konspekt-uroka-na-temu-nasekomye-vrediteli-kul-turnyh-rasteniy-i-perenoschiki-zabolevaniy-cheloveka.html